Так, стремительный рост российского рынка хостинга в прошедшем году «вылился» в целый разряд покупок/продаж компаний, которые держали неплохие рыночные доли. Передел местного рынка хостинга спровоцировал небезызвестный холдинг РБК, скупив 5 российских хостеров («Центрохост», «Гарант-Парк-Телеком», «Спейсвеб», «ПетерХост», «Арбатек„) и выкупив у компаний-партнеров (Хостинг-Центр», «Украина-Хост») их доли.
В начале прошлого лета РБК благодаря этим действием занял 20% местного рынка и вышел на первые позиции, оставив сзади лидера этого рынка компанию «Мастерхост». Тем не менее такое многообещающее начало, к сожалению, не было настолько же богатого развития. Вследствие кризиса иль по причине недальновидного менеджмента, однако холдинг РБК сегодня «проиграл» рынок хостинга, о чем говорит поступательно уменьшающаяся часть рынка компаний, когда-то сильно стоявших на своих рыночных позициях.
Прекрасно иллюстрирует данную тенденцию украинский хостер host.com.ua («Украина-Хост»), имевший до своей покупки холдингом большую часть небольшого украинского рынка, а сегодня, согласно рейтингу hostspider.net.ua — только 1,68%. (Отчаянные посты «проданных» клиентов этого хостера об ухудшении уровня сервисного обслуживания разве что ленивый не читал).
Украинский рынок
На отечественном рынке хостинга имеют место сходные процессы, с поправкой на характерные черты местного развития, менталитет и рыночные доли. Так, по некоторым частным данным, в прошедшем году группа «Приват» получила три не самые малые в этом бизнесе хостинг-компании «Колокол», prohosting.ua и hostbizua.com, одна из которых («Колокол») является популярным игроком на рынке ЦОД. Эти сделки, не будучи традиционно публичными, тем не менее оказали давление на развитие хостерского рынка. Может, сейчас сложно оценить невооруженным взглядом тонкие особенности его развития, тем не менее экспертам от хостинга очевидно, что следует долгий и потому слабоощутимый (как тектонические процессы земной коры) передел рынка. И, каким будет лицо рынка после его завершения, предсказать еще сложнее, чем почувствовать слабые подземные толчки.
В копилку этой же тенденции — возникновение нового игрока (точнее — старого с новым брендом). Так, компания MiroHost.net (она же — Imena.UA) в начале лета начала наступление на не свойственный ей сегмент рынка — хостинг для веб-мастеров, сео-шников, домейнеров и др.
Компания, которая постоянно старалась уклониться от работы с физ. лицами и в содержании была нацелена на корпоративный сектор, под давлением кризиса, по всей видимости, изменила стратегию, создала дочернее предприятие, которое обращено совершенно на другой сегмент рынка.
Это также неминуемо ведет к переделу рынка хостинга в Украине, поскольку крупный игрок вступил на более умеренный сегмент рынка. В основном, с нижнего сегмента игроку намного труднее зайти на более высокий ценовой сегмент, ведь это предусматривает совершенно иные расходы. (А потому передел рынка происходит только сверху вниз и никогда не снизу наверх). Так, только тот, кто продавал премиум-услуги, может организовать дешевый суббренд.
Согласно мнениям экспертов, быстрее всего вышеупомянутые процессы приведут к глобальному переделу отечественного рынка: компании, которые показывают дешевые, однако не очень хорошие услуги, умрут. Что-то стоит за данного вида переделом? Больно хочется верить основному месседжу, с которым станет на рынок GigaHost, что наступает пора недорогих, однако качественных услуг. Поскольку нынче данный сегмент в Украине представлен в основном командами, которые показывают услуги дешевые, однако часто низкокачественные.
В то же время руководитель проекта GigaHost.ua Роман Ильичев отмечает, что этот сервис нельзя считать в качестве дешевого предложения. «Gigahost.ua — это предложение, полностью отвечающее своей функциональности. Мы дали другие функции, которые целевой группе, на которую рассчитан проект, не необходимы. И, естественно, обрели более дешевый продукт, — говорит он. — Так, мы урезали техническую поддержку, в которой потенциальные пользователи нашего нового сервиса не нуждаются, потому что они в состоянии сами „рулить„ своим хостингом. Следовательно, у нас техническая поддержка заключается только в исправлении аварийных ситуаций, появляющихся по нашей вине, что бывает чрезвычайно нечасто».
Тем не менее, критики считают, что в случае, если серьезно изменяется ценовая политика маленькой компании, это не причиняет никакого влияния на рынок, однако когда изменяется ценовая политика сверхкрупного игрока, доминирующего на рынке, это всегда приносит к определенным изменениям. Потому что бесконечно многие компании теперь выживают благодаря исключительно ценовой конкуренции. Они предполагают, что лидер не может ослабить стоимость. Тем не менее, реально снизить плату лидерам рынка мешает только жадность, в то время как их издержки несомненно ниже, чем у их конкурентов. На рынке постигла подобная ситуация интернет-доступа, когда «Укртелеком» снизил цену на трафик. Конкуренцию с монополистом смогли пережить лишь немногие крупные провайдеры.
Как же на эти направленности реагируют остальные игроки рынка? Они пока делают вид, что ничего особого не происходит. Тем не менее, наверняка задумываются об ответной рыночной реакции.
Андрей Хветкевич, директор «Сервис Онлайн», полагает, что рынок еще далек от насыщения, потому места хватит для всех, несмотря на консолидацию крупных игроков. «Рынок услуг хостинга в Украине слишком узок, чтобы говорить о том, что это негативно повлияет на ряд малых хостеров. И мелкие хостеры — это кто? Как понять, что они мелкие? В Украине отсутствует чистая статистика хостинг-провайдеров, приходится только верить на слово о том, что одни „крупные по доходу„, другие „крупные по количеству обслуживаемых сайтов„ и т.д. Думаю, что ничего не поменяется, просто выскочит еще один хостинг», — говорит он.
Роман Варшавский, директор компании «Бестхостинг», предполагает, что MiroHost.net вывел GigaHost.ua из-за денежных неурядиц, которые достигли всех без исключения игроков. «Выход на рынок массового хостинга — это ответ MiroHost.net финансовому кризису. Не секрет, что клиенты начали оптимизацию затрат, пытаются хранить, где только можно, и хостинг — не исключение. Поэтому, ввиду оттока клиентов к компаниям с более умеренными предложениями, MiroHost.net придумал грамотный маркетинговый ход», — говорит он. Тем не менее, по его мнению, данный этап пока не приведет к перераспределению рынка.
Вероятно, что конкуренция на отечественном рынке хостинга постепенно превращается из ценовой плоскости в сервисную. И — как это происходит на зарубежных рынках — украинским хостинг-провайдерам, придется давать новые сервисы и формировать нишевые бренды. К чему, согласно мнениям экспертов, они пока легко готовы.
»Ежели говорить непосредственно о нашей компании (хостинг-провайдер hosted.in.ua), то мы определились со своей нишей и могу точно сказать, что «дешевый массовый хостинг для профессионалов„ — это не наша сфера, — говорит Хветкевич. — Относительно запуска подобного обслуживания — политика нашей компании пока не подразумевает запуск подобного обслуживания, однако мы проанализируем такую реальность, и очевидно в нашу политику придется внести определенные коррективы„.
»Наша команда не позиционирует свои услуги, как достаточно дорогие или дешевые. Мы находимся в нише между плохими и дорогими предложениями и балансируем на соотношении цена/качество. В связи с данным, я не думаю, что действия компании MiroHost.net негативно отразятся на нашей компании. Надеюсь, что это позитивно повлияет на рынок в целом: появление на рынке еще самого важнейшего участника (хоть и «виртуального„), подстегнет рынок развиваться более качественно, очевидно даже снижать цены», — отмечает Варшавский.
Впрочем, в случае, если посмотреть первые ощутимые плоды неощутимых «тектонических сдвигов„ на рынке украинского хостинга, то и прямо и косвенно данный передел в самом деле„работает» на качество развития. Так, согласно мнениям экспертов, последние шесть месяцев позиции хостеров, которые, по неофициальным данным, сменили хозяев («Колокол„ и иже с ним), несущественно, однако все же укрепились, что на фоне кризиса можно считать значимым хорошим ответом. Активность другого большого украинского игрока (MiroHost.net/Imena.UA) также, невзирая на кризис, играет на руку рынку в целом. В этом уме следует заметить те частные конкурентные шаги компании, которые непременно сказываются на общем течении, а именно: запуск ЦОД, сервис Parking.ua и вывод на рынок нишевого бренда GigaHost.ua. Что-то касается последнего варианта, то со слов его руководителя Р. Ильичева, GigaHost по сей день располагается в состоянии тестирования, тем не менее уже владеет неплохой отклик. „Однако уже теперь можно говорить, что проект популярен. Мы очень точно попали в ту аудиторию, в какую целились», — говорит Ильичев. Пока что еще рановато говорить о росте прибыли, однако темп прироста клиентов компанию устраивает. «Нас сегодня не столько интересует число посетителей, сколько их „качество„. Так, мы хотим попасть во вполне достоверную целевую аудиторию. Это для нас теперь гораздо важнее, потому что в случае, если мы в нее попадем, то посетителей будет столько, сколько в данной целевой аудитории людей», — полагает Ильичев.
Так что стоит повременить дальнейшего подъема количества сервисов и понижения цен на хостинг и от других участников.
Рыночной структуризации всегда сопровождает передел, поэтому процессы, которые протекают сегодня в Украине, вполне правильны и свидетельствуют о вступлении рынка в зрелую стадию развития. А в случае, если просчитать макроэкономические явления и воздействие на наш рынок ближайших окружающих рынков, то вероятно, что украинским хостерам надо делать, наращивая мощности, ибо кризис заставит великие зарубежные команды следовать на слаборазвитые рынки вроде украинского. В сравнении же с вероятностью появления здесь больших западных и/или российских игроков любые конкурентные маневры местных компаний будут смотреться детским лепетом. Однако с другой стороны, кризис, который увеличивает конкуренцию на консервативном хостерском рынке, в конечном результате «работает» на покупателя. Ведь в любой конкурентной борьбе победителем оказывается клиент.