В России продолжаются попытки ужесточить контроль над Рунетом со стороны государства. Делается это, естественно, из благих побуждений – в целях противодействия экстремизму. Так, по крайней мере, это объясняется самими разработчиками данных мер. И похоже, точка в этом вопросе будет поставлена очень скоро.
До конца октября Госдума может рассмотреть проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности по противодействию экстремизму», предусматривающий ужесточение контроля за российским сегментом интернета. В качестве авторов инициативы указаны пять депутатов из фракций «Единая Россия» и ЛДПР, однако известно, что проект разрабатывался в Генпрокуратуре.
В апреле законопроект обсуждался на заседании комитета Госдумы по безопасности, а вчера глава рабочей группы по разработке законопроекта, член комитета Госдумы по безопасности единоросс Алексей Розуван заявил корреспонденту «Газеты», что депутаты готовы передать проект на рассмотрение всей палаты в течение месяца при условии, что существенных замечаний к нему не поступит из профильных комитетов.
«За основу взят вариант, разработанный Генпрокуратурой России, и на 99% он не отличается от апрельского варианта», – сказал Розуван корреспонденту «Газеты». При этом депутат отметил, что надеется на активность комитетов, правда, не в работе над правкой предложенного им текста, а в дальнейшем совершенствовании правовых актов, связанных с борьбой с экстремизмом. Одна из поправок предоставляет судам возможность закрывать на территории России доступ к интернет-ресурсам, даже если те зарегистрированы за пределами страны. Согласно документу, «материалы, размещаемые на сайтах в сети интернет, признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения или нахождения физического лица либо организации, их разместившей».
При этом в документе корректируется и порядок работы СМИ с вынесенными правоохранительными органами предупреждениями о недопустимости распространения экстремистских материалов. Подразумевается, что предупреждение подлежит обязательной публикации в издании, если после поступления оно не было обжаловано в судебном порядке.
На практике власти, в том числе правоохранительные органы, уже не первый год рассматривают интернет в качестве средства массовой информации и, соответственно, преследуют авторов некоторых доступных в сети текстов.
Одним из самых громких стало дело Саввы Терентьева из Сыктывкара. Суд приговорил его к одному году условно за комментарий в блоге на ресурсе livejournal.com.
Губернатор Владимирской области Николай Виноградов инициировал разбирательство в отношении блогера Дмитрия Ташлыкова после одного из замечаний на форуме, обвинив его в клевете. В итоге суд приговорил блогера к штрафу в 10 тысяч рублей.
Зато, не дожидаясь принятия закона, в июне Кунцевский районный суд Москвы постановил закрыть доступ к сайту «Ингушетия.ру», владельцем которого был Магомед Евлоев, недавно убитый в Магасе. Суд принял такое решение, руководствуясь тем фактом, что владелец сайта был прописан в Москве, хотя сайт зарегистрирован в США.
«На сегодня ответственность у интернета уже существует, – заявил корреспонденту «Газеты» начальник отдела надзора за соблюдение законодательства в сфере СМИ Россвязьнадзора Николай Новиков. – К интернету как к СМИ применимы все нормы закона «О СМИ». Россвязьнадзор выносит предупреждение за экстремизм. Прокуратура может возбудить уголовное дело и в отношении и организации и физического лица, который был автором этого текста.
Правда, Новиков оговаривается, что их ведомство занимается только зарегистрированными в России ресурсами, в том числе зарегистрированными и как электронные периодические, которые могут распространяться и в электронных коммуникационных сетях. «А все остальные для нас чужие, и у них есть свои законы, – напомнил Новиков. – Если сайт зарегистрирован за границей, то есть международные организации, которые будут искать эти сайты, если там есть экстремизм, или детская порнография, или еще что-то».
Председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов признает, что в интернете широко распространяется пропаганда экстремизма. «То, что сегодня себе позволяет интернет, недопустимо, – заявил Богданов корреспонденту «Газеты». – Однако и новый законопроект может нарушить область свободной мысли, свободной веры и будет использоваться как инструмент борьбы с особой точкой зрения, с особой позицией».
При этом, полагает Богданов, если новая законодательная норма и будет введена, то экстремистских материалов в интернете все равно меньше не станет.