В мире насчитывается около 80 тысяч социальных сетей, в России – 10 наиболее успешных и более ста тематических сообществ. Пользователи устают снова и снова регистрироваться, не имеют возможности объединить свои базы данных, размещенные в разных сетях. От всех этих проблем легко будет избавиться, став членом новой метасети WebID. На наши вопросы отвечает генеральный директор и идеолог проекта Рустем Богданов.
Как родилась идея создать подобный старт-ап?
В январе 2007 года мы решили заниматься тем, что приносит деньги в сети Интернет. Это должно было быть то, что нравится и пользователям, и рекламодателям. Однако копирование сервисов, которые уже существуют за рубежом, нам было неинтересно. Пользователям лень регистрироваться во многих сетях, которые входят в понятие «длинный хвост». Задача WebID – удовлетворить потребности всех пользователей, то есть создать метасеть. Подобный проект разрабатывается так же компанией «Google», но мы конкуренции не боимся: продукция «Google» не востребована на российском рынке, потому что руководитель российского офиса Владимир Долгов не очень хороший менеджер. «Google» прошел Россию, почти ее не заметив.
С какими проблемами Вам пришлось столкнуться при разработке проекта?
Основная проблема закрытость социальных сетей. Базы пользователей успешных проектов, таких как «Одноклассники», «Вконтакте», находятся в состоянии, не доступном сторонним разработчикам. Этим они сужают границы своей деятельности. Существует несколько способов поиска по закрытым базам данных. Первый договориться с успешными проектами. Если они откажутся от сотрудничества, мы воспользуемся техническим способом решения, который у нас уже есть. И поскольку законодательство РФ очень слабо развито в сфере Интернет, мы не боимся судебных исков.
Какие основные составляющие успешности проекта Вы могли бы назвать?
Во-первых, это инновационность идеи. Во-вторых, сильный менеджмент. В-третьих, ресурсы: как финансовые, так и трудовые.
Каким образом удалось привлечь инвесторов под развитие проекта?
Сначала о WebID мы начали рассказывать на различных конференциях. После этого появилось много инвесторов, например, эстонская компания, которая в свое время хотела инвестировать в «Одноклассники», ФИНАМ, Инвестиционный фонд при научном парке МГУ. Но ни с кем из них мы не договорились. Инвестирование мы получили от крупной региональной строительной компании, которая захотела диверсифицировать направление бизнеса, а также от регионального института, получившего грант на IT-разработки. Кроме того, сами создатели WebID участвовали в значительном денежном вложении.
Чего Вы хотите добиться в результате запуска проекта?
Самое главное при разработке любого бизнеса – масштабированность. Не стоит делать сервис для одной страны. Нужно делать его всемирным. Только тогда будет успех. Задача WebID – защита персональных данных человека, удобство и широкий спектр предоставляемого функционала. Ну и, конечно, мы стремимся к капитализации, как и в любом бизнесе.
На какой стадии развития на данный момент находится проект?
На стадии тестирования и запуска. На нашем сайте уже открыта предварительная регистрация.
Каким Вы видите WebID через пару лет?
Это покорение России и выход на международный уровень. Если на международном уровне все будет хорошо, начнем сотрудничать с успешными проектами, объединим базы, потому что мы свободны от стереотипов закрытых социальных сетей.