Новая онлайновая информационная служба, которая откроется в начале 2006 года, будет основана на модели бесплатной онлайновой энциклопедии Wikipedia, но с привлечением специалистов для проверки материалов, вносимых широкой публикой.
Проект Digital Universe (цифровая вселенная) — детище основателя USWeb Джо Фермаджа, одного из создателей Wikipedia Ларри Сангера и других. Создавая службу, которую они называют PBS of the Web, члены команды Digital Universe надеются открыть новую эру бесплатного и открытого доступа к широким нивам информации практически на любую тему.
«По существу, Digital Universe — это свободная от рекламы альтернатива таким службам, как AOL или Yahoo, — пояснил Фермадж. — Вместо использования веб-роботов, мы создаем ее при помощи сети экспертов из сотен учреждений во всем мире».
Идея особенно актуальна, учитывая недавние вопросы по поводу точности и надежности Wikipedia. Постоянно растущее хранилище информации часто критикуют за то, что миллионы статей, созданные добровольцами, не проверяются экспертами.
Конечно, таков modus operandi Wikipedia — статьи составляются и проверяются широким сообществом, а не узким кругом докторов наук. И все же есть мнение, что хотя сайт достаточно популярен и по точности, возможно, не уступает энциклопедии «Британика», ему все же недостает настоящей ответственности. Статьи, утвержденные экспертами, позволят Digital Universe обеспечить такую надежность, считают организаторы проекта.
Проблема, которую пытаются решить Фермадж и его коллеги, заключается в том, чтобы найти действенный способ финансирования для поддержки непрерывного потока бесплатных и свободных от рекламы статей, составленных широкой публикой и проверенных и утвержденных специалистами в данной области.
Подобные попытки уже предпринимались. За последней из них — Nupedia — стоят тот же Сангер и основатель Wikipedia Джимми Уолес. Но этот проект умер, не набрав критической массы, как у Wikipedia — свыше 45 тыс. активных пользователей и около 900 тыс. статей только на английском языке.
С учетом прошлых ошибок
Однако Фермадж, Сангер и президент Digital Universe Бернард Хейш убеждены, что их проект избежит ошибок своих предшественников. Они построили свою систему на идее отдельных порталов — по одному на каждую крупную предметную область: изменение климата, энергия, образование, Солнечная система и т.п. На каждом таком портале будет множество разных ресурсов.
«Там будет много ресурсов, подготовленных как экспертами, так и широкой публикой под наблюдением экспертов, — поясняет Сангер. — Так что, кроме энциклопедии, туда войдут общедоступные книги, самодеятельная журналистика, разнообразные форумы и т.п.».
Доступ к Digital Universe будет бесплатным для всех, но бизнес-модель у него есть, сказал Фермадж. Проект будет сотрудничать с некоммерческими организациями, включая НАСА, Американский музей естественной истории и Калифорнийский университет Беркли, и продавать их членам интернет-услуги под маркой Digital Universe. Подписчикам не придется платить больше того, что они платят за интернет-услуги сейчас, зато они будут знать, что часть этих денег идет на поддержку организаций, а также самого Digital Universe.