Знает ли Google, что творит?
Вероятно, нет. И в этом, возможно, кроется его гениальность.
Я прогуливался у «Гуглплекса» в Силиконовой долине через четыре года после рождения компании.
Это была Калифорния без ретуши: велосипеды в коридорах, всюду глицериновые светильники с пузырями, знаменитый повар, бывший Grateful Dead, готовящий деликатесы в столовой Google, рояль в холле, на котором в обеденный перерыв бренчали кандидаты и доктора наук.
Но самым впечатляющим было то, что я увидел в холле над стойкой: отображение поисковых запросов, приходящих со всего мира, в режиме реального времени.
Я почитал немного… и повернулся к своим сопровождающим.
«Никто в истории не мог до сих пор этого сделать, сказал я, ошеломленный увиденным. Мы же смотрим в мысли всего мира!»
Наступление по всем фронтам
Но, как и все великие изобретения, мы начинаем воспринимать такие вещи как интернет сразу же, как только получаем к ним доступ.
Пока я был там, я говорил с основателями Google, Сергеем Брином и Ларри Пэйджем.
Это было еще до того, как они взяли на работу генерального директора, Эрика Шмидта. Тогда они еще управляли фирмой сами, задолго до прошлогоднего выхода на фондовой рынок, сделавшего их мультимиллиардерами. Правда, и в 2002-м компания уже зарабатывала достаточно денег на рекламе.
Дуэт основателей, однако, не был так уж уверен в том, в каком направлении двигать бизнес. И, возможно, не знает этого до сих пор.
Но если даже и так, то для Google этот год стал невероятно продуктивным.
Эта фирма размечает ваш рабочий стол, управляет вашими картинками при помощи Picasa, рисует карты Земли с помощью Google Earth, предлагает поиск на мобильных телефонах…
Она становится все более локальной, предлагая разным странам поисковые движки на их языках, выходит на рынок телекоммуникаций, пытаясь, по слухам, построить собственную волоконно-оптическую сеть, она учреждает рекламное агентство, запускает Google Talk для сетевого общения в реальном времени и Gmail для электронной почты…
Но и на этом она не останавливается: Google хочет, чтобы содержание книг (а не только их названия) были открытыми для поиска (возможно, со временем все книги в мире) и даже подумывает о возможности поиска интересующих пользователя телевизионных программ.
В августе 2005-го, через год после выхода на фондовый рынок, Google получил еще 4 млрд. долларов в дополнение к уже имевшимся 3 млрд., став самой быстрорастущей компанией, какую когда-либо видел мир.
Он приобретает миллион квадратных футов в одном из зданий НАСА в Силиконовой долине для нового «Гуглплекса». Этот миллион нужен для целой армии научных сотрудников, которые проводят свое время в мечтах о том, как сделать поиск еще лучше. Он занимает целые этажи под гигантское количество серверов в Нью-Йорке.
Умная фирма
Его главный актив количество кандидатов и докторов, работающих на него, безустанно пытающихся понять, как расширить принципы поиска на все, что есть в мире, не связанных временем, пространством и вскоре языковыми барьерами.
Компания не берет на работу тех, кто окончил университет больше года или двух назад, опасаясь, что опыт в повседневном мире бизнеса ляжет тяжким бременем на свежесть их мышления. Google беспрестанно «гуглит» интернет в собственных целях.
Он пытался нанять одного моего знакомого школьника из ЮАР, потому что был весьма впечатлен его домашней веб-страничкой. Мальчик предложение не принял, решив вместо этого поступить в университет. Ошибся?
Бизнес-план у Google, кажется, прост: его люди что-то начинают, а затем работают над тем, как из этого выкачать деньги. Это интернет-захват земли в невиданных масштабах.
Неудивительно, что Microsoft беспокоится; неудивительно, что беспокоится и Wal-Mart, крупнейший в мире розничный продавец.
До недавнего времени Google осторожничал с запуском еще одной услуги персонифицированного поиска, который запоминает ваши предпочтения, а потом сам отбирает то, что, по его мнению, вы хотите видеть. Поначалу эта услуга была потихоньку извлечена из лабораторий и запущена лишь в бета-версии, но что бы там не обещали написанные обычно очень маленькими буквами «условия соглашения» таким образом объявляющая себя «доброй» компания начинает принимать некоторые черты всевидящего Большого Брата.
С другой стороны, запоминание ваших личных предпочтений, а не просто самых популярных сайтов, превращает интернет в поистине персональный источник знаний.
Сильный ход.
Смена фокуса
Писатель Джон Баттелли, внимательно следящий за каждым телодвижением фирмы Google, говорит, что программа-максимум этой компании (после того как она попробовала себя в самых разных сферах) изменить представление публики о себе.
Сейчас ее слоган звучит так: «Организовать информацию нашего мира и сделать ее доступной». Цель, по-видимому, куда более амбициозна: «Стать всеобъемлющей глобальной торговой площадкой». Но таковой может стать и не Google.
Google хорош лишь до тех пор, пока работают созданные и опробованные им алгоритмы (хотя осуществляемый им сейчас захват территории может представлять собой попытку скрыть этот факт).
Постройте лучший поисковый движок, чем Google, и интернет проложит тропинку к вашему крыльцу.
Пол Саффо из Института будущего в Силиконовой долине полагает, что будущее все же не за Google, а за Yahoo, поскольку эта фирма поместила развлечения в самую сердцевину своего бизнес-плана. Она намерена связать все возможные интернет-ресурсы в один грандиозный развлекательный центр.
В киберпространстве все время происходит что-то важное. И Google это знает, даже если он и не очень представляет себе, куда он движется.