«Концепцию проекта» правильнее было бы назвать «проектом концепции проекта» настолько много в ней даже технических ошибок. Наиболее грубая из них постоянно меняющаяся сфера «приложения сил». В названии концепции речь идет о внесении изменений в ФЗ «О рекламе», УК РФ и УПК РФ, касающихся запрета рассылки рекламы в сообщениях электросвязи.
Однако в самом тексте УПК РФ регулярно пропадает, зато появляется дополнительное условие не просто рекламы, а рекламы, не запрошенной предварительно ее получателями. Дальше идут уже концептуальные противоречия.
1. В соответствии с ФЗ «О связи», реклама это определенного характера информация, предназначенная для неопределенного круга лиц. В свою очередь термин «сообщение электросвязи» из совершенно другого закона ФЗ «О связи». Таким образом, концепция предполагает использовать в ФЗ «О рекламе» совершенно чуждую ему терминологию, к тому же не имеющую расшифровки даже в своем «родном» законе.
Результат может оказаться следующим: либо неработающая норма, либо возможность расширительного толкования, согласно которой для показа баннерной рекламы необходимо будет также заручиться согласием ее потенциального потребителя ведь нигде не сказано, что сообщение электронной почты, переданное по протоколу SMTP это сообщение электросвязи, а баннер, переданный по протоколу HTTP нет.
Вывод: концепция изначально юридически несостоятельна.
2. В соответствии с тем же ФЗ «О рекламе», рекламой не могут считаться объявления частных лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, а также политическая реклама. Достаточно заглянуть в свой электронный почтовый ящик, чтобы убедиться: заголовки заметной доли спама содержат фразы вроде «сниму квартиру» или «продам ВАЗ 1998 года выпуска». Про политический спам, а также использование спама в целях «черного пиара» и просто из хулиганских побуждений не слышал только глухой.
Более того, информация о тех же «курсах нерусского языка» может быть доведена до сведения общественности не в виде рекламы, а в виде публичной оферты. Статья 437 Гражданского кодекса четко описывает разницу между рекламой и публичной офертой, которая отличается от рекламы тем, что содержит «все существенные условия договора». В случае с пресловутыми курсами это их продолжительность, цена и условия оплаты. Добавит спамер еще пару строчек, содержащих эти «существенные условия договора», в свое послание и может спать спокойно, несмотря на самые строгие кары, предусмотренные ФЗ «О рекламе».
Вывод: если рассматриваемая правовая норма, основывается на содержании сообщения, то она заведомо является неработающей.
Приводить дополнительные доводы <против> явно излишне, так как этих вполне достаточно для признания концепции мертворожденной. Не говоря уже о том, что все эти доводы были приведены ровно год назад, когда экспертный совет Комитета Госдумы по безопасности отклонил законопроект со сходным названием, внесенный депутатом Мединским. Концепция полностью списана с этого законопроекта, подробный разбор которого опубликован в свободном доступе в Рунете.
На этом можно было бы закончить обсуждение очередного законотворческого порыва в сторону хорошо знакомых граблей, если не техническое задание, приложенное к концепции. Из него явствует, что титанический труд по разработке уже готового и даже успевшего получить отрицательные отзывы Госдумы и Правительства законопроекта, закончится не раньше, чем через год, а все это время команду разработчиков следует кормить за счет средств ФЦП <Электронная Россия>.
Евгений Альтовский, Координатор проекта «АнтиCпам»