Перефразируя классика, можно сказать, что в России с компьютерами есть две проблемы: во-первых, их мало, а во-вторых, у тех, что есть, используется лишь малая толика возможностей. Между тем компьютер все уверенней становится настоящим центром современного дома и офиса. Его мультимедийные и вычислительные возможности стремительно растут, он открывает перед своими владельцами широчайшие возможности познания и творчества. Чтобы в полной мере воспользоваться ими, многим необходим компьютерный ликбез.
По данным исследования Всемирного банка, в настоящее время в 64 тысячах российских средних школ установлено 85 тысяч персональных компьютеров. Таким образом, один ПК в среднем приходится на 50 учащихся (во многих других странах Европы семь школьников на компьютер). К Интернету, как явствует из публикаций таких российских газет, как «Бизнес», подсоединено менее 20% российских школ, а программа обычной общеобразовательной школы поддерживается цифровыми ресурсами и методиками их использования не более чем на одну пятую. При этом даже в московских школах компьютеры используются, в основном, лишь на уроках информатики. Для сравнения: в Эстонии цифровые ресурсы поддерживают 70% школьных программ, а в Голландии до 90%. Наконец, по данным из того же источника, только 55% выпускников российских школ умеют работать на ПК, а из учащихся ПТУ им пользуются не более 16%.
Налицо также заметный разрыв в уровне компьютерной оснащенности школ между столицей и российской «глубинкой». По данным, полученным в ходе реализации программы Intel «Обучение для будущего», в Москве ПК есть в 47% школ, тогда как в других больших городах РФ этот показатель вдвое ниже (22%), не говоря уж о малых городах (17%) и селах (6%). Наконец, недавний опрос россиян, организованный аналитическим Центром Юрия Левады (Левада-Центр), показал, что 11% населения Россий-ской Федерации практически ничего не знает о существовании Всемирной сети Интернет.
«Учитывая стремительное проникновение компьютерной техники во все области человеческой деятельности, кроме умения читать, писать и считать, современный молодой человек должен еще и уметь работать с компьютером, говорит президент Intel в России Стив Чейз. К сожалению, нынешний уровень использования цифровых ресурсов в российской общеобразовательной системе весьма невысок. Помимо слабой материальной базы, проблема состоит еще и в элементарном отсутствии информации о возможностях ПК с точки зрения его применения в сфере образования. Главная цель программы «Открытый урок Intel» в доступной, наглядной форме продемонстрировать возможности персональных компьютеров школьным преподавателям и учащимся, что, как мы надеемся, будет спо-собствовать развитию личности молодых россиян, поможет им занять достойное место в жизни»».