В Азии с каждым годом растут тиражи бумажных газет. Жители западных стран все чаще предпочитают читать новости в интернете. Об этой странной тенденции шла речь на 58-м ежегодном конгрессе Всемирной газетной ассоциации.
В этом году исполняется 400 лет с момента появления первой в мире печатной газеты. По иронии судьбы, именно в преддверии этого солидного юбилея особенно усилились разговоры о скорой смерти газетного бизнеса. Последние несколько лет он ведет жестокую борьбу за выживание, пытаясь противостоять повсеместному распространению интернета. Год назад издатели констатировали, что популярность интернета стремительно растет и печатные издания во всем мире постепенно превращаются в онлайновые медиа.
Открывая веб-сайт, газета пытается удержать читателей. Но проблема в том, что сайт приносит в 50 раз меньше рекламных доходов, чем бумажная версия газеты с той же читательской аудиторией.
За последний год, казалось бы, наметилась позитивная тенденция. Прошедший год был весьма успешным. Доходы от рекламы выросли на 5,2%. Общие тиражи мировой прессы увеличились на 2,1% (год назад был спад на 0,12%) и поставили исторический рекорд — 395 млн экземпляров в сутки. Но факт в том, что этот рост был достигнут только за счет азиатских стран. Самыми читающими странами в мире сегодня являются Китай (93,5 млн), Индия (78,8 млн) и Япония (70,4 млн). Самая популярная в мире газета — японская Yomiuri Shimbu с ежедневным тиражом 14 067 000 экземпляров. Это должно несколько воодушевить участников газетного бизнеса, ведь Страна восходящего солнца является одним из мировых лидеров по развитию интернета. Но Япония — это исключение из правил.
Вообще, азиатские страны являются единственным оазисом благополучия на мировом газетном рынке. Три четверти газет с самым большим в мире тиражом сегодня печатаются в Азии. Неудивительно, что местом проведения конгресса Всемирной газетной ассоциации в этом году была выбрана Южная Корея.
В Европе и Америке наблюдается абсолютно противоположная тенденция. В большинстве развитых стран тиражи бумажных газет существенно снизились. В США тиражи газет снизились на 1%, в Европе — на 1,4%. Сильнее всего сократилось количество бумаги в газетных ларьках Словакии (-5,1%), Венгрии (-4,46%), Великобритании (-4,43%), Дании (-4,06%) и Ирландии (-3,89%). За последние пять лет продажи газет в Великобритании упали на 11,4%, в Дании — на 10,5%.
При этом значительная часть всего тиража газет в Европе распространяется бесплатно. В Испании — 40%, в Италии — 29%, в Дании — 27% и т.д.
В то же время интернет развивается очень быстрыми темпами. За прошлый год посещаемость газетных веб-сайтов выросла на 32%, а за пять последних лет — на 350%. Рекламные доходы газетных веб-сайтов выросли на 21%.
Выступая на конгрессе, лидеры мирового газетного бизнеса еще раз подчеркнули факт существенной угрозы со стороны бесплатных газет, онлайновых новостных сайтов, блогов и других альтернативных источников информации. Чтобы бороться с ними, газеты должны придумывать новые способы ведения бизнеса: рассылать контент на мобильные устройства, вовлекать читателей в процесс сбора информации, а также завоевывать внимание молодой аудитории. Кроме того, нужно бороться с негативными тенденциями в некоторых странах. Например, в Узбекистане правительство изобрело прессу без новостей. Негосударственным газетам разрешается публиковать гороскопы, рекламу и другие рубрики — но только не новости. Ясно, что в таких условиях бумажной прессе будет тяжело конкурировать с интернетом.
За 400 лет своей истории бумажные газеты успешно пережили появление радио и телевидения. Вступив в цифровую эпоху, теперь им придется выдержать еще один раунд борьбы.